Идолы и куклы

Нельзя сказать, чтобы она совершенно не привлекала внимания и эстетически. Этой скульптуре посвящена статья В. Семеновых Деревянная скульптура нижегородцев, опубликованная журналом Волга в 1968 году; И. Мальцев говорит о ней в своей статье в Сообщениях Государственного Русского музея. Статья В. Семеновых интересна, во-первых, наблюдениями автора над историческими судьбами и взаимовлияниями культур русского и мордовского населения междуречья Оки и Волги, над общими чертами жизненного уклада, отражения его в искусстве, религии, о влиянии всего этого на деревянную скульптуру. Но главный интерес статьи для нас еще и в сообщениях о наблюдениях автора, в которых он пишет: О самых древних образцах деревянной русской скульптуры мы можем иметь представление по мордовским деревянным идолам (разрядка наша.- Н. Ш.), сохранившимся до наших дней в Горьковской области. Виденный мною в 1934 году в деревне Новоселки Лукояновского района деревянный божок очень напоминал собою аналогичные деревянные изваяния народов севера. Небольшой (30-35 см) деревянный брус, которому приданы очертания головы и торса без рук и ног. Такими и были первые деревянные скульптуры древних русичей. Некоторые ученые до сих пор полагают, будто древняя мордва не имела антропоморфных изображений — идолов. Такое мнение сложилось прежде всего потому, что таких изображений нет в распоряжении ученых, не сохранились, если и были. Но если не сохранились, стало быть, их и не было. Логика, что и говорить, беспощадная. Но ведь тогда надо усомниться и в существовании идолов — Перуна, Волоса, Мокоши и прочих из славянского пантеона! Эти идолы существуют лишь в описании. Збручский идол, конечно, славянского происхождения, но это по такой логике не доказательство. Мы же наши сведения об этих идолах имеем лишь из описаний.