Происхождения куклы и ее функции в театре

На наш взгляд, в рассмотренных нами марионетках запечатлелись весьма знаменательные явления народной эстетики. Во-первых, перед нами уже ушедшая форма, выполнившая свою задачу. Эти куклы передали через себя многое из народных представлений об определенных изобразительных мифах, о декоративности и выразительности наивных средств искусства. Самое интересное, что куклы продемонстрировали, что и в этой, казалось бы, невеликой области есть свои изобразительные мифы, в которых определенная идея имеет определенный образ. Но это еще не знак, хотя он очень близко к нему стоит. Конечно, многое в кукле-марионетке можно понять лишь с учетом ее происхождения и функции в театре. Но она и явление изобразительного искусства. Напомню, что куклами занимались и такие прославленные художники, как Фернан Леже и Пабло Пикассо. Наш известный режиссер В. Э. Мейерхольд тоже рассматривал куклу как особый вид искусства: она успела создать такой очаровательный мир, с такими выразительными жестами, подчиненными какой-то особенной волшебной технике, с такой угловатостью, которая стала уже пластичной. М. Е. Евсевьев в своей Мордовской свадьбе заметил, что на куклах у мордвы играется только свадьба. Здесь девушка, назначив каждой кукле известную роль делает все, что бывает на свадьбе. До сих пор мы не видели таких (или аналогичных кукол. Но вот с любезного разрешения заведующего сектором археологии и этнографии Мордовского научно-исследовательского института В. Н. Мартьянова мы познакомились с куклами Айны Морозовой из Шатковского района Горьковской области. Эти фотографии были сделаны исследователем в 1969 году. Как видно, куклы тряпичные с характерными для эрзи цветами и покроем костюмов, обобщенными, конечно, и тем не менее достаточно выразительными и определенными. На лице искусно нарисованы глаза, нос, брови. Обратите внимание на непрерывную линию брови нос брови. Эта линия (как и некоторые жесты) идет к нам из далекой древности. Куклы Анны Морозовой не предназначены для репетиции свадьбы.