Словарь

АБЛАКТИРОВКА (лат. lac – молоко) – прививка сближением деревьев и кустарников, сращивание веток без отделения их от стволов (для получения эффекта непрерывности в зелёной изгороди, иногда ради курьёза).
АБОРИГЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – растения природной флоры данной местности (не интродуцированные). Широко распространены в садах как растения, хорошо приспособленные к данным условиям.
АБРИС – 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории объекта, сделанный от руки, с указанием на нём расстояний, сооружений, дорог и т.п.
АБСТРАКЦИОНИЗМ – направление модернизма, мастера которого отказываются от изображения предметного мира и провозглашают «новую действительность» из линий и плоскостей, цветовых комбинаций и т.п. Они провозглашают отход от природы к «трансцендентальным» сущностям, символике (направленная горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикальная – активное, чёрное – символ смерти, белое – рождение, красное – мужество и т. д.). Ведущими основателями абстракционизма считают В.Кандинского (с начала XX века), К.Малевича (с 1910-х годов), П.Мондриана (1910-1920-е гг.). Различают «живописный», «геометрический» и «импрессионистический» абстракционизм. В более поздние годы А. оказывает сильное воздействие на прикладные искусства, дизайн, скульптуру, фотографию и другие сферы художественного творчества.
АВАНГАРД – передовое течение в искусстве (или считающее себя таковым).
АВЕНЮ – широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (иногда в виде бульвара). Термин используется во Франции, англоязычных и др. странах.
АГОРА – площадь древнегреческого города, застроенная зданиями для собраний, зрелищными и спортивными сооружениями, торговыми рядами и т.д., центр сосредоточения общественной жизни.
АЖУРНОСТЬ – свойство, характеризующее количество просветов в кронах как отдельных растений, так и насаждений в целом (имеется в виду группа деревьев, аллея, цветочная композиция и т.д.).
АЖУРНЫЙ – сквозистый, прозрачный. Имеет отношение к кроне дерева, надземной части кустарника, полосе насаждений. Это качество часто предопределяет степень замкнутости пространства (напр., в боскете), чёткость восприятия контуров скульптурного изображения на фоне кустарниковой шпалеры и т.п.
АЙВАН – открытая галерея вокруг внутреннего дворика (дворца, культового здания, общественного сооружения и т.д.). Приём был характерен для Ближнего Востока, Средней Азии, но широко используется и в современном строительстве.
АКАДЕМИЗМ – стилевое направление, основанное на следовании внешним формам классического зодчества. В более широком смысле – любая канонизация художественных идеалов и принципов прошлого.
АКАНТ – архитектурно-декоративный элемент. Имеет вид листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем. Располагается в капителях, модульонах.
АКВАПАРК – парк развлечений, главным образом, на основе водных аттракционов Обычно под стеклянным перекрытием, гарантирующим возможность всепогодного функционирования.
АКВЕДУК – мост для перевода канала или трубопровода через овраг, ущелье. Как элемент декоративного оформления введён в романтические сады второй половины XVIIIв.
АККЛИМАТИЗАЦИЯ – приспособление растений к непривычным для них климатическим условиям (напр., кипарисов в Крыму, лиственниц в Подмосковье).
АКСЕССУАРЫ – вспомогательная деталь; часто объект нерастительного происхождения, который включают в композицию или только помещают возле неё. А. может быть функциональным (например, свеча) или декоративным (например, статуэтка).
АКЦЕНТ – в ландшафтном дизайне подчёркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть также скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма. Различают А. цветовые, тональные, ритмические, пространственные и т.д.
АЛЛЕГОРИЯ – (гр. allegoria – иносказание) – выражение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа. Приём А. широко использовался в садово-парковом искусстве прошлого (напр., в фонтанах Петергофа, в скульптурных комплексах Павловска). Особое значение имели пейзажные А. (старое дерево в окружении молодой поросли – неизбежность смены поколений, растущие рядом на лесной поляне два дуба – дружба, сросшиеся ветвями берёза с дубом – любовь и т.д.).
АЛЛЕЛОПАТИЯ – взаимовлияние растений различных видов.
АЛЛЕЯ – пешеходная или проезжая дорога, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями, кустарниками или их группами в определённом ритме. А. в парке бывают главные и второстепенные. Ширина А. устанавливается в зависимости от назначения и посещаемости объекта. Для русских усадебных парков были характерны А. со сближенными до 1.5-2.0 м деревьями в рядах, образующих как-бы «готический» свод. Тройная А. обычно состоит из четырёх параллельных рядов деревьев с выделением центрального проезда и двух боковых путей для пешеходов. А. различаются не только по ширине, но и по дендрологическому составу (липовые, берёзовые, сосновые и т.д.), конфигурации (прямые и изогнутые, кольцевые, лучевые и т.д.), протяжённости, композиционной значимости и другим признакам.
АЛЛЮЗИЯ – (фр. allusion – намёк) – стилистическая фигура, форма, выражение и т.д., являющееся намёком на широко известное историческое событие или произведение искусства.
АЛТАН, АЛЬТАНКА (устар.) – 1) открытое гульбище на крыше здания или под лоджией, обычно окружается сквозным парапетом или балюстрадой, 2) садовое сооружение лёгкой ажурной конструкции, на опорах, обсаженное лианами. Служит для отдыха, защиты от солнца, дождя, может играть роль художественного акцента в пейзаже. Часто располагается на возвышении. См. Беседка.
АЛЬБЕДО – способность поверхности отражать солнечные лучи, измеряется обычно в процентах. Имеет практическое значение при выборе разных материалов, напр., для замощения площадки, влияет на микроклимат участка.
АЛЬПИНАРИЙ – каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору. Для А. характерно сочетание низкорослых альпийских растений с камнями, водой. См. Каменистые горки.
АМПЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения с преимущественно вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в амплях (подвесных на цепочках вазонах, специальной формы корзинах и др.).
АМПИР – архитектурный стиль позднего классицизма первой четверти XIX в. Характерен массивными геометрическими объёмами сооружений, парадностью, монументальностью. Декоративные мотивы А. ориентируются, главным образом, на древнеримские или египетские образцы, имеют традиционный характер, часто связаны со скульптурными изображениями военных доспехов, оружия, а также знамён, венков, гирлянд и т.п. В России этот стиль проявил себя, главным образом, после 1812 г., вследствие подъёма патриотических настроений. А. повлиял также на малые архитектурные формы, характер интерьерной и садовой мебели, мостики, фонари и т.п.
АМФИТЕАТР – зрелищное сооружение в форме эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами сидений. В парках часто занимает открытые естественные или обработанные склоны холма, украшается скульптурами, стенками из камня, стрижеными деревьями.
АМФОРА – глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками. Как и многие изделия из керамики, используется для украшения отдельных участков парков и садов.
АНАЛОГИЯ – сходство (в определённом отношении) некоторых предметов, подобие явлений, ситуаций, в целом различных.
АНАХРОНИЗМ – (гр. ana – назад, chronoc – время) – пережиток старины, нечто устарелое, в ландшафте – какой-либо элемент, не вяжущийся с современным окружением. В садово-парковом искусстве, дизайне явление А. иногда намеренно вводится в общую картину в целях придания ей исторической, временной «глубины», для создания эффекта «переклички» эпох, напр., старое дерево, руина.
АНИМИЗМ – (лат. anima – душа) – система фантастических представлений о наличии не только у человека, но и у животных, растений и предметов независимого начала – души. А. является характерной чертой первобытных религий, элементом многих современных верований.
АНСАМБЛЬ – функционально связанная совокупность сооружений, растительности, рельефа, водоёмов и других элементов ландшафта, приведённая к единству и получившая определённый художественный облик. Крупные А. могут быть созданы в ходе единовременного строительства, напр., Ливадия в Крыму, но чаще складываются путём постепенного развития и дополнения (Архангельское под Москвой). Основные признаки А. – общий идейно-художественный замысел, согласованность пропорций, пространственных ритмов, соподчинённость главных и второстепенных элементов, использование всех эстетических качеств местной ландшафтной ситуации, определённые стилевые соотношения элементов, а также возможность зрительного восприятия объёмно-пространственной композиции в целом и по отдельным фрагментам.
АНТИК – скульптура, керамическая ваза или другое художественное изделие, относящееся к античности. А. – одно из средств эстетического и семантического обогащения паркового пейзажа в XXVII-XIX вв.
АНТУРАЖ – окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции в садах и парках часто являются А. по отношению к находящимся в них архитектурным сооружениям и монументам.
АНФИЛАДА – ряд обособленных, разграниченных стенами, насаждениями замкнутых пространств, соединённых друг с другом проходами, обычно расположенных по одной оси. Чередование больших и малых полян, лужаек в парках и садах аналогично залам дворца.
АПОЛЛОН – бог солнца, покровитель искусств. Согласно древнегреческой мифологии обитал на горе Парнас, предводительствовал музами. В искусстве паркового пейзажа изображения А. иногда сопровождаются соответствующими Парнасу ландшафтом, так в Павловском парке скульптура установлена на краю берегового склона, у «истока» ручья, среди «скал».
АПОФЕОЗ – (гр. apotheosis – обожествление) – торжественное завершение события, в ландшафтном искусстве – заключительная «картина» — пейзаж в конце следования по специально разработанному видовому маршруту-сценарию. Напр., на вершине горы при выходе затенённой аллеи к широкому побережью.
АППЛИКАЦИЯ (лат. application – прикладывание) – способ создания орнаментов, художественных изображений, планов путём наложения на основу (картон, ткань и т.п.) разноцветных кусочков бумаги, фрагментов фотосъёмки. Часто используется в стадии эскизирования при разработке планировочных схем, изготовлении макетов.
АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД (травник) – огороженный сад для выращивания лекарственных растений (душистых трав и цветов, овощей, кустарников). Обычно располагался в укрытых от северных ветров местах: у стен монастыря, на южных склонах речного берега (напр., у р. Неглинной, рядом с Московским Кремлём).
АРАБЕСКА – вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда и надписей на арабском языке. Размещённые на дворцовых стенах (Альгамбра в Испании) или использованные при оформлении партеров, эстетически взаимодействуют с окружающей их реальной растительностью. А. могут быть поли- или монохромными, плоскостными или с невысоким рельефом, включать геометрические элементы, фигурки птиц, животных и т.п.
АРАНЖИРОВКА – 1) искусство составления букетов из отдельных растений, ветвей, зелёных гирлянд, венков, цветков, листьев и их размещения в вазах и корзинах с целью оформления интерьеров террас, входов в жилые и общественные здания; 2) конкретный объект, напр., букет, напольная композиция из цветов и т.д.
АРБОРЕТУМ – 1) древесный питомник; 2) дендрологический сад, в котором представлена живая коллекция древесных растений из различных зон земного шара, свободно растущих в открытом грунте в данной местности (см. Дендрарий.)
АРКА – тип перекрытия проёма в стене или пролёте между колоннами, столбами. Характерен полуциркульным или другим криволинейным очертанием. Различают одно- или двух- центровые, килевидные, эллиптические, лучковые, стрельчатые и др. варианты арок. Ряд арок образуют аркаду. Декоративные А., аркады часто отмечают вход в сад, парк, украшаются лианами, цветами.
АРКАДИЯ – греческая провинция, поэтический образ земного рая; в садово-парковом искусстве – место, связанное с покоем, умиротворением и музыкой. Большое внимание уделялось звукам: пению птиц, шуму воды, шелесту листвы.
АРМАТУРА (лат. armatura – снаряжение) – 1) элементы из более прочного материала, включённые в менее прочный материал конструкции для её усиления, напр., стальные прутья в бетоне; 2) комплекс предметов для электроосвещения; 3) совокупность приспособлений для чего-либо, напр., каркас для установки цветочной композиции.
АРХАИЗАЦИЯ – преднамеренное подражание древним формам искусства.
АРХИТЕКТОНИКА – соотношение и взаимосвязь несущих и несомых элементов архитектурно-ландшафтной, декоративной композиции, зрительно воспринимаемая устойчивость, надёжность, прочность. В декоративной дендрологии означает структуру кроны, определяется её формой, разветвлённостью ветвей и побегов, особенностями их расположения.
АРХИТЕКТУРА – зодчество, искусство проектирования и строительства зданий, сооружений, создание художественно выразительных ансамблей. А. тесно связана с ландшафтным дизайном. Сады и другие объекты подчёркивают и выявляют художественные достоинства архитектурных сооружений, их интерьеров и комплексов.
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРКА И САДА – порядок размещения основных центров, функциональных зон, пешеходных и транспортных коммуникаций; композиционная схема, отражающая взаимосвязь искусственных и природных компонентов ансамбля (построек, насаждений, водоёмов, скульптур и т.п.).
АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАРКА – здания и сооружения (зелёный театр, танцевальная веранда, читальня, кафе, эстрада, скульптура и другие малые формы), играющие важную роль в общем планировочном решении парка и гармонично сочетающиеся с элементами ландшафта.
АСИММЕТРИЯ – сочетание и распределение объёмно-пространственных и плоскостных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии, широко используемый приём в пейзажных парках и садах, больших и малых композициях.
АСПЕКТ – 1) внешний вид фитоценоза, меняющийся в зависимости от фенологических (сезонных) фаз развития растений, напр., во время цветения, плодоношения и т.д. 2) в более широком смысле – отдалённый вид местности.
АССОРТИМЕНТ – видовой, породный состав различных деревьев, кустарников и травянистых растений, применяемых в ходе проектирования конкретного сада, парка в данной местности.
АССОЦИАЦИЯ – 1) психологический аспект; 2) естественно сложившаяся и однородная по видовому составу, экологическим связям и другим факторам растительность в пределах некоего ареала (напр., бор – брусничник, ельник – зеленомошник).
АТРИБУТАЦИЯ (лат. attributum – свойство, принадлежность) – определение авторства произведения. В ландшафтной архитектуре затруднено в связи с тем, что парковый ансамбль часто формируется в течение длительного времени, по частям, подвержен естественным изменениям, создаётся при участии специалистов разного профиля (архитекторы, садоводы, инженеры, дендрологи и т.д.).
АТРИУМ – окружённый арками, колоннадой открытый дворик, обычно с небольшим декоративным бассейном в центре, теплолюбивыми растениями, скульптурой.
АТТРАКТИВНОСТЬ (лат. attraction – притяжение) – привлекательность, способность явления, предмета, а также и определённой композиции «притягивать» зрителя, быстро заинтересовывать его своей формой, видом, содержанием и т.д.
АТТРАКЦИОН (лат. attraction – притяжение) – эффектное развлечение в парках (напр., карусель, «американские» горы, колесо обозрения и т.д.).
АХ-АХ (устар.) – скрытая в углублении внешняя ограда парка – приём, широко распространённый в XVII-XVIII вв. Раскрытие вида из парка на внешнее ландшафтное окружение (сельскую местность, долину реки и т.д.) было заранее рассчитано, вызывало восхищение. Термин означает также просвет в плотном зелёном массиве, внезапно открывающийся с кольцевой аллеи, идущей по границе сада, парка, неожиданная перспектива на дальние окрестности.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – белый, оттенки серого, чёрный.
АЭРОГРАФ – пульверизатор, с помощью которого на поверхность бумаги (ткани, керамики и т.п.), наносится краска нужной интенсивности. Чёткость границ окраски обеспечивается путём расположения на поверхности листов бумаги с соответствующими контурами. Преимущество этого средства – равномерность нанесения тона (по сравнению с кистью, цветным карандашом).
БАЛКА – постепенно расширяющееся понижение местности, протяжённое и извилистое в плане, иногда имеющее родники, ручьи. Используются в парках для создания спусков, террас, каскадных прудов. Оборудуются перекидными мостиками, лестницей, скульптурой, озеленяются в основном травянистой и кустарниковой растительностью.
БАЛЮСТРАДА – фигурное сквозное ограждение из резных, лепных столбиков, поддерживающих поручень (на лестнице, парапете, по краю уступа-террасы и т.д.)
БАНКЕТ (англ. banket) – невысокий земляной вал, служащий для защиты выемки, по которой проходит дорога, от стекания в неё воды.
БАРЕЛЬЕФ (фр. basrelief – низкий рельеф) – скульптурный орнамент или изображение, выступающее из плоской поверхности менее чем на половину толщины изображения предмета (см. Горельеф).
БАРОККО – художественный стиль в европейском искусстве конца XVI – середины XVIIIв. Нашёл отражение при создании дворцово-парковых ансамблей Италии, затем Франции, Германии, Испании и др. стран, включая Россию. Б. отличает декоративная пышность, пластичность, а часто и вычурность форм. Средства архитектуры, скульптурного убранства, инженерного искусства, садоводства направлены на достижение театрализованного восприятия ансамбля, создание патетически приподнятого, торжественного настроения. Характерно стремление к экспрессии, гиперболичности, иллюзорности, неожиданности, предпочтение приёмов активного преобразования естественного ландшафта в виде террас, водных каскадов, огромных фонтанных комплексов, высоких шпалер, гротов, сложных и динамических партерных рисунков, включающих прихотливо изогнутые линии, различные геометрические фигуры. Преобладает принцип осевого (или трёхлучевого) построения ансамбля, при котором подъезд к дворцу, его парадные интерьеры и главные аллеи парка тяготеют к одной центральной линии. С наибольшей полнотой стилевые особенности Б. выражены в садах при итальянских виллах с их сложным террасным построением, они повлияли на композиции ансамбля Версаля во Франции, на парки в Царском Селе и Петергофе и на многие другие ансамбли.
БЕГУЩАЯ ВОЛНА – декоративный мотив, в котором ряд спиралей-волн образует метрический линейный орнамент. Иногда используется в рисунке цветочных партеров.
БЕЛЬВЕДЕР – 1) круглая или гранёная надстройка на дворце, особняке, предназначенная для осмотра окрестностей; 2) павильон или беседка в парке, расположенная на естественном или искусственном возвышении, откуда открываются живописные виды (см. Миловида).
БЕРСО (устар.) – крытая галерея вдоль парковой аллеи или по краям партера. Обычно состоит из металлического или деревянного каркаса и прикреплённых к нему растений-лиан. В Б. иногда устраивают беседки для отдыха (см. Пергола).
БЕСЕДКА – парковое сооружение для отдыха во время прогулки, укрытие от дождя и солнца. Обычно со сквозными проёмами, местом для сидения. Иногда имеет вид ротонды или полуротонды и становится акцентом в пейзаже.
БИДЕРМЕЙЕР – направление в немецком и австрийском искусстве 30-40-х годов XIX в. В аранжировке – вид круглого букета купольной формы, в котором цветы организованы по кругу. Их стебли укорочены, а головки плотно примыкают друг к другу. Нижняя часть Б. обычно декорируется зеленью, кружевными манжетами, атласными лентами.
БИНДАЖ (см. Огибная дорога) – сводчатая аллея, образованная с помощью вязаных каркасов, на которых смыкаются кроны липы, граба, других лиственных деревьев, также участок сада, ограждённый подобными аллеями.Приём характерен для регулярных садов XVIII – XIX вв. (см. также Берсо).
БИОГЕОГРАФИЯ – наука о распространении биоценозов (см. Биоценоз), а также фауне и флоре отдельных районов земного шара. Разделяется на географию биоценозов, зоогеографию и географию растений.
БИОКОНСТРУКЦИЯ – совокупность насаждений из деревьев, кустарников, трав, создаваемая с целью оптимизации экологических качеств среды и выполнения ветрозащитных, воздухоочищающих, водозащитных, пейзажно-эстетических функций.
БИОЛОКАЦИЯ (иначе: биоэнергодиагностика, радиоэстезия, даузинг) – древнейший народный способ получения информации при помощи биоиндикаторной рамки, в частности, при проведении архитектурно-ландшафтного анализа территории. Б. является составной частью биоэнергоинформатики (эниологии), изучающей проблемы энергоинформационного обмена в природе.
БИОНИКА (греч. Bios – жизнь) – отрасль науки, усилия которой направлены на исследование биологических систем и процессов, происходящих в живой природе, и на творческое использование их в архитектуре. Термин предложен американским учёным Д.Стилом и принят на первом симпозиуме по Б., проходившем в г.Дайтоне (США) в 1960г.
БИОЦЕНОЗ – совокупность растений и животных, населяющих участок среды обитания с более или менее однородными условиями жизни, напр., организмы того или иного озера, луга или береговой полосы.
БЛЮМАКСИТ – см. Перлит.
БОЛЬВЕРК (устар.) – деревянная подпорная стенка, препятствующая оползням, обрушению грунта.
БОНСАЙ – миниатюрные (высотой до 1м), искусственно сформированные путём многократной стрижки и обрезки деревья, растущие в декоративном контейнере; особое искусство, мастерство выращивания подобных деревьев первоначально в Китае и Японии. Традиционные стили Б. в Японии (согласно классификации В.Буша): «метлообразный», «вертикальный», «наклонный», «сдвоенного ствола», «многоствольный», «плотообразный», «лесной», «каскадный», «литературный». Л.Дханда выделяет также «бунжин»(элитарный), «полукаскад» и др.
БОРДЮРЫ (фр. bord – край) – узкие (10-30 см) линейные посадки из одного или двух рядов низких (не более 50 см) цветущих кустарников или декоративно-лиственных трав определённого вида. Б. служат для обрамления клумб, рабаток или дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах.
БОСКЕТ (фр. bocquet – лесок, рощица) – замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы. Обсаживается стрижеными деревьями и кустарником в виде плотной живой изгороди вокруг газона, площадки. Пространства внутри боскетов в эпоху барокко назывались кабинетами, зелёными залами, использовались для проведения празднеств, игр, танцев, театральных постановок, концертов, для встреч избранных лиц и т.д. В Б. иногда размещали отдельные деревья, небольшие амфитеатры, беседки, купальные и декоративнее бассейны, фонтаны, лабиринты, цветники. Преобладающий ассортимент пород при создании Б. в России: липа мелколистная, ель обыкновенная, акация жёлтая, барбарис обыкновенный, клён татарский, жимолость синяя, боярышник, кизильник блестящий, смородина золотистая.
БОСКЕТНАЯ КОМНАТА – помещение во дворце, усадебном доме, стены которого расписаны в виде парковых пейзажей.
БОТАНИЧЕСКИЙ САД – научное учреждение и территория, на которой собраны живые коллекции растений (в открытом грунте и в оранжереях) с учебными, научно-просветительскими и отчасти рекреационными целями.
БРАМА – парадные ворота при въезде в усадьбу (термин использовался в западных областях России XVIIIXIX вв.).
БРЕКЧИЯ – декоративное покрытие полов, площадок, состоящее из цементированных обломков различных минеральных пород.
БРОДЕРИ – плоский «кружевной» партер, украшенный орнаментом из цветов, песка, толчёного кирпича и других материалов.
БРУСТВЕР – земляной вал обычно трапециевидной формы, располагающийся вдоль транспортной магистрали, покрытый газоном или древесно-кустарниковыми насаждениями. Устраивается в шумозащитных целях или для скрытия видов, неблагоприятных в эстетическом отношении.
БРУСЧАТКА – твёрдое покрытие улицы, площади из каменных блоков в форме параллелепипедов со скошенными (сглаженными) гранями.
БУКЕТНАЯ ПОСАДКА – компактная группа деревьев, посаженных в одно гнездо или очень близко одно к другому, приём формирования пейзажа поляны в парке.
БУКОЛИКА (греч. bukolikos – пастушеский) – поэтический жанр в античной поэзии, впоследствии развившийся в римской литературе и европейских литературах нового времени; буколика описывает прелести скромной и естественной жизни на лоне природы вне связи с социальными противоречиями; основные формы буколики: идиллия, пастораль, эклога. Буколический характер присущ пейзажным паркам XIX в. Их задача – пробуждать в человеке возвышенные чувства, создавать художественные образы, поэтические ассоциации.
БУЛЕНГРИН (устар.) – газон спортивного типа в виде слегка заглублённого в грунт прямоугольника с пологими откосами. Обсаживается по контуру высокими деревьями, усиливает впечатление пространственности паркового пейзажа.
БУЛЬВАР (нем. bollwerk – городской вал) – линейный объект озеленения, создаваемый вдоль магистралей, набережных, жилых улиц, в виде широкой, желательно не менее 16 м, полосы из аллейных посадок деревьев и кустарников. Предназначен для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Исторически – это общественные места для прогулок, разбитые на месте бывших городских укреплений, крепостных валов.
БУНГАЛО – лёгкая загородная постройка с верандами, садом, сельский дом в странах с субтропическим климатом.
БУТ – строительный камень (гранит, известняк и др.) неправильной формы, использующийся в кладке подпорных стенок, цоколей зданий, фундаментов.
БУТОНЬЕРКА (фр. bontonniere – петлица) – букетик из живых или искусственных ароматных цветов и трав (напр., миниатюрных роз, лаванды, чабреца, анютиных глазок и др.) для украшения женского наряда, причёски и жилых комнат, а также банкетных столов. В XVXVIII вв. некоторым сочетаниям цветов и запахов придавалось определённое смысловое значение (см. Язык цветов).
БУФЕРНЫЙ ПАРК – озеленённая и благоустроенная территория, часто с аттракционами, предназначенная для снижения чрезмерной рекреационной нагрузки с расположенных охраняемых ландшафтов – памятников природы и культуры, исторических парков и т.п.
БЬЕФ – участок реки, канала, ручья между двумя соседними плотинами, шлюзами, часть водного каскада.
ВАБИ (в японском искусстве) – красота простоты, прелесть обыденного, воздержанность, отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого.
ВАВИЛОН – парковый лабиринт, образованный зелёными насаждениями.
ВАЗОН – ёмкость с землёй для цветов, имеющая вид вазы, декоративной корзины.
ВАЛЕР – небольшое, еле улавливаемое глазом изменение цвета по тону, лёгкий хроматический оттенок. Напр., розовато-синие или зеленовато-синие нюансы «внутри» синего цвета.
ВАЛУНЫ ЭРРАТИЧЕСКИЕ (лат. erraticus – блуждающий) – валуны, перенесённые ледником на большие расстояния и состоящие обычно из пород, отсутствующих в местах их отложения. Иногда становятся своеобразными акцентами ландшафтных композиций.
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – размножение делением растений, их отдельными органами или частями.
ВЕДУТА (устар.) – вид города, центральной площади, набережной, паркового ансамбля и т.д. Отличается топографической точностью изображения, выполнялась в технике гравюры, рисунка, акварели, живописного полотна.
ВЕЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА ПАРКА – соединение лучевых аллей обычно у основного входа в парк, откуда они расходятся по всей его территории. Полукольцевые дороги связывают лучи между собою. В.к. формируется как регулярными, так и пейзажно-живописными элементами, на ровной или пересечённой местности. Применяется как основа планировки парка в целом или его части (парк Сокольники).
ВЕЖА (устар.) – высотное сооружение, башня в парке, лесном массиве. Выполняется обычно в деревянных, реже каменных конструкциях. Служит для дальнего обзора местности поверх деревьев.
ВЕНЗЕЛЬ, ВЯЗЬ – орнаментальный узел из инициалов, каллиграфическое сплетение нескольких букв или слов. Иногда – декоративный мотив оформления газона в усадебных парках.
ВЕНОК – украшение из цветов, ветвей, трав в виде небольшого круга, иногда перехватывается лентой. Мотив В. Широко используется в архитектурном декоре.
ВЕРАНДА – открытая или полуоткрытая пристройка к зданию (обычно дачного типа). Служит для летнего отдыха. Ограждённая В. Часто служит местом расположения декоративных цветочных композиций.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА – комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории (с сохранением ценной существующей растительности и частично почвенного покрова), включает устройство террас, лестниц, подпорных стенок, засыпку оврагов, рытьё выемок под водоёмы и т.п.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ – размещение растений на стенах зданий, уступах террас, подпорных стенках, балюстрадах, легких постройках типа пергол, трельяжей, беседок. Для этого используются следующие растения: лианы, ампельные стриженые деревья. Преимущества В.о. – получение озеленённой площади в условиях недостатка территории, защита стен от перегрева, пыли, возможность разграничения участков друг от друга, эстетическое обогащение фасадов.
ВЕРТОГРАД (устар.) – древнерусское название сада – прообраза райского Эдема, ограждённого от всего греховного. Более узкое значение термина – монастырский сад с плодовыми растениями.
ВЕРТЫ (устар.) – небольшие извилистые дорожки, тропы в саду, пейзажном парке.
ВЕРТЮГАДЕН (устар.) – небольшое террасированное возвышение со стриженой зелёной стенкой. Использовался как сценическая площадка или для разграничения и акцентирования пространства (например, партера). Часто украшался сложными топиарными фигурами.
ВЕРХНИЙ СВЕТ – второй верхний ряд окон в помещении. Значительно увеличивая освещённость, создаёт благоприятные условия для озеленения интерьера.
ВЕРХОВОЙ САД (устар.) – см. Висячий сад.
ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ – как хвойные, так и лиственные, у которых листопад и облиствение проходят не единовременно, а постепенно, в продолжение 3-11 лет; постоянно сохраняют зелёный наряд. Играют особенно большую роль в пейзаже садов и парков в зимнее время.
ВЕШНЯК (устар.) – отверстие в плотине или подъёмный затвор, пропускающие паводковые воды пруда, каскада прудов.
ВИД – 1) основная единица в классификации растений, характеризующихся общими признаками, легко скрещивающихся друг с другом и имеющих общее происхождение; 2) часть, фрагмент зрительно воспринимаемого пейзажа. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов является важным аспектом проектирования и реставрации садов и парков.
ВИДЕОЭКОЛОГИЯ – наука, изучающая визуальную среду человека и биологические закономерности зрительного восприятия им окружающего мира.
ВИДОВАЯ ТОЧКА – определённое место на территории сада, парка, набережной, городской площади, наиболее удобное для восприятия открывающегося вида; обычно намечается при художественном анализе и эскизной проработке проекта.
ВИЛЛА – богатый загородный дом с парком. Первые В. появились в античном Риме как места отдыха и развлечений. Получили широкое распространение во времена классицизма. На развитие русских усадеб XVIIIXIX вв. оказала заметное влияние В. «Ротонда» в Италии (1551-1561 гг., архитектор А.Палладио). Общей чертой, при глубоко индивидуальных особенностях каждой из них, является органическая, иногда многосторонняя связь с ландшафтом.
ВИСТА – узкая перспектива, вид, направленный в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий В. кульминационный объект обозрения (архитектурное сооружение, монумент, холм, озеро, необычное по форме и цвету дерево, освещённая солнцем поляна в конце просеки и т.д.).
ВИСЯЧАЯ ГАЛЛЕРЕЯ – галерея на кронштейнах без вертикальных опор. Связывает верхние этажи здания с внешним окружением, садом, парком.
ВИСЯЧИЙ САД – небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда – деревьев, а также специальную систему искусственного полива. Вместо сплошного почвенного слоя иногда используются особые переносные ёмкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Прообраз современных В.с. – Сады Семирамиды в Древнем Вавилоне, которые располагались на многоступенчатых террасах. Известны В.с. в Московском Кремле в XVII в., на террасах Екатерининского дворца  Царском Селе, у Камероновой галереи (там же). Древнерусский синоним термина – «верховой» сад.
ВИТРАЖ – декоративная композиция в проёме окна, двери, выполненная из цветных стёкол, скреплённых металлом или деревянным, бетонным каркасом. В орнаментальном рисунке В. часто используются растительные мотивы.
ВИФАНИЯ – архитектурно-ландшафтный, парковый комплекс вблизи монастыря, который символизирует пейзаж и отдельные сооружения, связанные с событиями евангельской истории, например, в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, у стен Новоиерусалимского монастыря, на Валдайском озере. См. так же Гефсимания.
ВНЕШНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ – балконы, лоджии, галереи, веранды, террасы, примыкающие к наружной стене здания и связывающие его с природным парковым окружением. Используются для отдыха и размещения различных зелёных насаждений, а также для некоторых хозяйственных функций.
ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ (гидрофилы) – подразделяются на свободно плавающие ряски, водоросли, прикреплённые ко дну водоёма с плавающими листьями: кувшинка белая, виктория, циперус, лотос, кубышка. Используются для озеленения прудов, бассейнов, аквариумов.
ВОДНЫЙ САД – композиция из растений водной и приводной флоры на одном крупном или нескольких небольших водоёмах, с мостиками, сходами к воде и пр. Могут быть выполнены как в регулярных, так и в свободных пейзажных формах.
ВОДОЁМ – естественный или искусственный элемент ландшафтного парка (озеро, пруд, поток и т.д.), включение которого в парковую композицию существенно усиливает её эстетический эффект. Большой водоём является паркообразующим фактором, обогащающим пейзаж, оттеняющим растительность и благотворно влияющий на микроклимат и окружающую среду.
ВОДОМЁТ – см. Фонтан.
ВОДОПАД – естественный или искусственно устроенный ниспадающий поток воды между двумя водоёмами, находящимися на разном уровне. Устраивается в садах и парках на перепадах рельефа. Особенно характерен для романтических парков пейзажного типа (Алупка, Софиевка на Украине и др.).
ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ – верхний контур древесного массива в парке. Учитывается при формировании пространства полян, вист, перспектив. Может быть чётко очерченной, изрезанной, расплывчатой и т.д.
ВОЗДУШНЫЙ ТЕАТР – сцена и места для зрителей под открытым небом, устраивавшиеся в парках XVIIIXIX вв.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) – эпоха в развитии стран Западной Европы (XVXVII вв.), для которой характерны обращённость к культурному наследию античности, идеалам гармоничного развития человеческой личности, уравновешенные пропорции, ясность замысла, разумная соподчинённость элементов и т.п. Итальянские сады эпохи В. обычно регулярны, расположены на склоне холма и террасированы, подчинены единой пространственной оси, выраженной архитектурными и ландшафтными средствами, скульптурными композициями, декоративными каналами. Сад рассматривается как продолжение дворца и образует единое целое с ним (ансамбли Капрарола, Д’Эсте, Ланте и др.). Широко используются стриженые растения, узкие аллеи высоких кипарисов, зелёные «комнаты» под открытым небом. Сады эпохи В. повлияли на развитие русского паркового искусства непосредственно в результате знакомства с Итальянскими образцами (конец XVII в.) и опосредованно через европейские парки эпохи барокко, унаследовавшие и развившие многие черты В.
ВОКЗАЛ – устаревшее название концертного зала в парке (по аналогии с лондонским «Воксхоллом»). После того, как к «Вокзалу» в Павловске была проведена первая железная дорога, слово приобрело современное значение.
ВОЛЧЁК – сильный, мясистый побег, развивающийся вертикально из почки на стволе или старых ветвях деревьев.
ВОЛЬЕР – огороженная площадка или специальное сооружение, предназначенное для содержания птиц, зверей. В XX в. часто приобретали значительные размеры, располагались на берегу водоёма, служили архитектурными акцентами романтического парка (в Павловске, Кускове и др. Ансамблях).
ВОЛЮТА – скульптурное украшение в виде завитка, спирали, напр., на ионической капители.
ВПАДИНА (рельефа) – естественные понижения местности («блюдца», котловины), округлые в плане, часто заболоченные или имеющие водоём, используются в парках для устройства декоративных бассейнов, амфитеатров. Озеленённые склоны, обрамляющие впадину, создают замкнутую пространственную композицию.
ВЫГОНКА – ускорение роста растений за счёт оптимального температурного режима и/или сокращения освещённости.
ВЫГОНКА РАСТЕНИЙ – нарушение покоя (зимнего) растений с целью ускорить распускание листьев цветов.
ВЫТАПТЫВАНИЕ – процесс уплотнения почвы и механического повреждения растительности людьми и животными. К В. приводит неправильная организация рекреационного, туристского процесса, чрезмерный выпас скота и пр.
ВЬЮЩИЕСЯ РАСТЕНИЯ – лианы, для роста нуждающиеся в опоре, вокруг которой обвиваются. Основной материал для вертикального озеленения (см.). Подразделяются на собственно вьющиеся, лазающие и цепляющиеся.
ГАБИТУС – внешний вид, форма растений.
ГАЗОН – искусственный дерновой покров, участок, засеянный преимущественно злаковыми травами, с целью создания однородного зелёно-изумрудного фона; в зависимости от целей использования подразделяется на Г. декоративный (в т.ч. партерный), спортивный, цветущий (мавританский), специальный.
ГАЛЛ – патологическое разрастание ткани растений.
ГАММА ЦВЕТОВАЯ – последовательный ряд цветов, используемых при создании художественного произведения. Как наименование, так и условное разделение спектра на семь частей возникло по аналогии с музыкальной гаммой.
ГАРМОНИЯ (греч. – harmonia) в садово-парковом искусстве – соразмерность отдельных элементов композиции, специфическое единство в многообразии (например, гармония в пропорциональности, в цвете, фактуре растений и т.п.).
ГАРНИТУР – художественный, выдержанный в одном стиле набор, комплект предметов (например, садовой мебели).
ГАТЬ – земляная дорожная насыпь в пониженных сырых местах лесопарка. Укрепляется щебнем и другими материалами.
ГЕНДАЙ РИККА – см. Современная рикка.
ГЕОБОТАНИКА – раздел ботаники, изучающий распространение, состав и видоизменения растительных сообществ в связи с особенностями почвы, климата и др. факторов.
ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЙ – фитогеография, научная отрасль, изучающая закономерности распространения видов растений по земной поверхности, флору различных географических регионов.
ГЕОПЛАСТИКА – архитектурно-художественное преобразование рельефа, разновидность вертикальной планировки. Это искусственные холмы и гряды, террасы и амфитеатры, каньоны и другие формы рельефа.
ГЕРМА – распространённое в парках и садах XVIII в. скульптурное изображение в виде бюста или головы, обычно на четырёхгранном основании. Впервые появилась ещё в античной Греции.
ГЕРООН (устар.) – мемориальная роща со статуями, памятными деревьями.
ГЕФСИМАНИЯ – сад при монастыре, топография которого напоминает об евангельских событиях, происходивших в Гефсиманской роще, под стенами Древнего Иерусалима.
ГЕЯ – (гр. gegeia) – в древнегреческой мифологии богиня земли.
ГИБРИДИЗАЦИЯ – скрещивание особей, принадлежащих к различным сортам, видам и родам растений, сращивание частей растений различных сортов, видов и родов в научных, хозяйственных, иногда эстетических целях. Гибрид – растение, полученное путём скрещивания.
ГИДРОПАРК – парк, где преобладают водные виды отдыха. Водные пространства в нём занимают значительную часть общей площади, обычно не менее 30-40%.
ГИДРОПОНИКА – выращивание растений без почвы на гравии, песке, воде или воздухе.
ГИДРОСАД – сад из декоративных водных растений, обычно небольших размеров.
ГИРЛЯНДА – вытянутое и перевитое лентой сплетение цветов, фруктов, листьев. Этот декоративный мотив особенно часто использовался при оформлении фасадов ампирных построек.
ГЛОРИЕТТА – парковое сооружение в форме открытого колонного павильона, расположенного обычно на возвышенности или замыкающего перспективу, появилось во второй половине XVII в. во Франции. Часто посвящается памяти какого-либо лица, события.
ГНЕЗДОВЫЕ ПОСАДКИ – группы из 3-5 деревьев, высаженные на расстоянии 0,5-1 м друг от друга, образующие общую крону большого диаметра (см. Букет).
ГНОМОН, ГРАДШТОК – вертикальный или наклонный стержень в солнечных часах, указывающий время. Устанавливается на вертикальном или горизонтальном основании часов (в последнем случае – на открытой, незатенённой площадке).
ГОЛОВНОЕ СООРУЖЕНИЕ – гидротехническое сооружение, плотина для подачи воды из реки самотёком в систему парковых каналов и прудов.
ГОЛУБЕЦ (устар.) – четырёхгранный столбик при дороге, завершённый иконой под двускатным покрытием, крестом.
ГОЛУБЯТНЯ – лёгкое сооружение для содержания птиц, в усадебных парках, часто имело вид многоярусного круглого объёма на высокой стойке, соединялось с павильоном, беседкой, вольером.
ГОРЕЛЬЕФ – рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объёма (см. Барельеф).
ГОРИЗОНТ (гр. horizontos – разграничивающий) – 1) линия кажущегося соприкосновения неба с землёй или водной поверхностью; 2) сезонная высота воды в реках, озёрах; 3) кругозор.
ГОРОДЕНЬ (устар.) – участок ограждения между двумя смежными столбами.
ГОРОДЬБА – ограда из горизонтальных (или диагональных) жердей, концы которых закреплены парами столбов, кольев.
ГОРШЕЧНО-КАДОЧНАЯ КУЛЬТУРА – выращивание карликовых форм растений в ёмкостях, контейнерах.
ГОТИКА – архитектура европейского средневековья (XIIXVI вв.). Наиболее заметными качествами построек этого стиля является замена конструктивно-тяжеловесных стен романских сооружений каменным каркасом, общее стремление архитектурных элементов ввысь, стрельчатые арки оконных и дверных проёмов, просторные и высокие интерьеры под крестовыми сводами, освещённые сиянием цветных витражей, шпили и т.д. Позже в XVIIIXIX вв. Г. послужила историческим основанием для появления художественного стиля псевдоготики, оказавшего серьёзное воздействие на облик европейских и русских парков.
ГРАДИНА – огород, сад.
ГРАНУЛЯТЫ – средства защиты и подкормки растений, имеющие зернистую структуру.
ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ – средства, с помощью которых объект ландшафтного дизайна, его природные и искусственные составляющие изображаются на плоскости. Г. а.-л. включает: планы, фасады, разрезы (ортогональные чертежи); перспективы, панорамы, висты; аксонометрии (ракурсные проекции). Г. а.-л. подразделяется на линейную (карандаш, перо, рапидограф, рейсфедер) и светотеневую (выполняется с помощью туши, акварельных красок, пастели, соуса и др. мягких материалов). Используются также аппликации, набрызги, фотомонтаж и другие графические методы, которые позволяют получать наглядное представление об общей композиции объекта (такого например, как парковая перспектива, группа деревьев, малая архитектурная форма, икебана), его форме, материале, характере освещённости, связи с внешним окружением и т.п.
ГРАЦИИ – согласно древнеримской мифологии спутницы Венеры, олицетворяющие женскую красоту, скульптурные изображения граций нередко украшали парковые постройки и пейзажи XVIIIXIX вв. (напр. в Павловском парке).
ГРИЗАЙЛЬ (фр. grisaille – серый) – живопись, выполненная оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого.
ГРИФОН – скульптурное изображение мифического крылатого льва с головой орла.
ГРОТ – декоративное парковое сооружение, созданное близ выхода скальных пород, у подножия холма, нагромождения камней, иногда – павильон у водопада, пруда, ручья с каскадами и т.п. Г. располагается вдали от дворца, центральных аллей, в уединённом месте. Интерьер грота – пещеры, обычно отделывался раковинами, зеркалами, каменными «кристаллизациями». Считалось, что это лучшее место для отдыха в жаркие послеполуденные часы.
ГРОТЕСК (фр. grotesque – причудливый, смешной, комический) – 1) изображение людей, предметов в фантастически искажённом или преувеличенном виде; 2) орнамент в виде затейливо переплетённых изображений животных, растений.
ГРУППА ДРЕВЕСНАЯ – несколько деревьев одной или разных пород, посаженных сомкнуто, на незначительных расстояниях. Если Г.д. однопородная и количество деревьев не превышает десятка, то из эстетических соображений предпочтительно нечётное число стволов.
ГРУППА ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВАЯ – несколько деревьев и кустарников разных пород сближенной, сомкнутой посадки. При этом учитываются их экологические и эстетические свойства.
ГРЯДА (устар.) – цветник.
ГУАШЬ – изображение, исполненное непрозрачными водяными красками.
ГУГАЛА (устар.) – верёвочные качели.
ГУЛЬБИЩЕ – открытая, примыкающая к зданию или окружающая его с нескольких сторон площадка, часто на опорах. Устраивалась у церковных, монастырских и дворцовых стен.
ГУЛЯНЬЕ (устар.) – широкая тройная аллея.
ГУМУС (лат. humus – почва) – перегной, органическое вещество почвы, образовавшееся в ней при разложении растительных и животных остатков; наиболее богаты им чернозёмы.
ГУТТАЦИЯ (лат. gutta – капля) – выделение листьями растений капель воды.
ДАОСИЗМ – философская система и религия в Древнем Китае. Учит не перестраивать и преобразовывать мир, а самому встроиться в него, не разрушая его связей. Некоторые положения Д. лежат в основе современных концепций ландшафтной архитектуры.
ДВУЛЕТНИКИ – растения с 2-х летним циклом развития (например, виола, гвоздика турецкая и др.). Цветут и плодоносят на второй год.
ДЕКОЛОРАЦИЯ – обесцвечивание, уничтожение окраски или уменьшение её цветовой интенсивности.
ДЕКОР – живописное, скульптурное или архитектурное украшение, внешнее оформление объекта (сооружения, пространства, отдельного предмета), то, что не относится к его конструкции, тектонической основе.
ДЕКОРАТИВНАЯ ДЕНДРОЛОГИЯ – наука об эстетических качествах деревьев и кустарников, их морфологии и систематике. См. Дендрология.
ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА – разновидность художественного оформления архитектурного ансамбля, паркового комплекса, сада, напр. статуи-фонтаны, статуэтки на газонах и т.д. (в отличие от крупных скульптурных монументов).
ДЕКОРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РАСТЕНИЙ – качественные и количественные характеристики растений, которые определяют их эстетические свойства и признаки. Они либо относительно постоянны (в период сформировавшихся листьев, цветков, соцветий) либо изменяются в течение года и всей жизни (размер, облик, архитектоника кроны и т.п.). Д.к.р. учитываются при подборе ассортимента, размещении растений, формировании групп, куртин, массивов.
ДЕКОРАЦИЯ – оформление художественными средствами изобразительных искусств внешней среды для сценического действия (сад, терраса, берег озера и т.д.).
ДЕКОРИРОВАТЬ – украшать, придавать красивый вид, художественно оформлять что-либо (напр., вход в здание, банкетный зал, выставку и т.д.).
ДЕЛОВАЯ ДОРОГА – проезжая дорога, пересекающая парк. В отличие от прогулочных аллей предназначена для хозяйственных целей. Если по Д.д. следует транзитный транспорт, необходимы меры по нейтрализации его воздействия на среду парка методами озеленения, обвалования и др.
ДЕНДРАРИЙ – коллекционный участок ботанического сада, парка, питомника или отдельный объект озеленения, предназначенный для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции различных видов деревьев и кустарников. Д. используется для широкого показа растений с просветительскими целями. Организуется по географическому, систематическому, экологическому принципу.
ДЕНДРОЛОГИЯ – часть ботаники, изучающая древесные и кустарниковые виды растений.
ДЕНДРОМЕТРИЯ – древоизмерение, часть лесной таксации, определяющей различные количественные параметры леса, растений, а также рощи, парка в целом.
ДЕНУДАЦИЯ – процесс разрушения и переноса горных пород (водой, ветром, льдом и т.д.), приводящий к сглаживанию, выравниванию рельефа.
ДЕПИГМЕНТАЦИЯ – утрата нормальной окраски (напр., листьев, цветов, изделий из природных и искусственных материалов).
ДЁРН – густо заросший верхний слой почвы, в котором тесно переплетённые корни и корневища создают подобие грубого войлока. Дерновая одежда – защитное покрытие дёрном земляных склонов.
ДЕСЮДЕПОРТ (фр. dessus – верх, porte – дверь) – живописная или скульптурная композиция декоративного назначения, помещённая над дверью, часто включает растительные мотивы (цветы в вазе, орнамент и пр.).
ДЕТАЛИЗАЦИЯ – процесс тщательной проработки всех аспектов и частей художественного произведения, рассмотрения его фрагментов, частностей.
ДЕТАЛЬ – 1) подробность, частность; 2) отдельная составная часть, мелкий фрагмент художественной композиции, ансамбля.
ДЕФОРМАЦИЯ – изменение формы и размеров объекта или группы объектов – напр., растяжение или уплотнение, изгиб или выпрямление и пр. Также перестройка взаиморасположения объектов и т.п.
ДЗЮСИ – в искусстве икэбаны термин, соответствующий понятию «зелень для аранжировки». Аналогичен термину «стаффаж» в европейских школах.
ДИЗАЙН (англ. design – чертёж, проект) – метод проектирования, при котором конструируемому предмету или объекту придаются помимо основных практических свойств качества красоты, физического удобства для пользователя, экономичности. Возникнув в 1920г., современный дизайн определяет принципы художественного оформления в бытовой, производственной, общественной сферах (см. Ландшафтный дизайн).
ДИЗАЙНЕР – художник-конструктор, специалист в области дизайна, занимающийся проектированием объектов дизайна, предметно-пространственной среды, окружающей человека, в том числе на базе использования преимущественно материалов природного происхождения (ландшафтный дизайнер).
ДИНАМИКА ЛАНДШАФТНАЯ – изменение ландшафта во времени, в т.ч. динамика фитодизайна – периодические, напр., сезонные и случайные изменения растительных сообществ.
ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – такая взаимосвязь элементов художественного произведения, которая тяготеет к движению, развитию, видоизменению, наполнена некой «внутренне» энергией.
ДИОРАМА (гр. dia – через, horama – вид) – картина с объёмным первым планом. В отличие от панорамы (см.) охватывает не весь горизонт, а лишь его часть. Д. используется в ландшафтном дизайне для наглядного представления о проектируемом сложном объекте или в целях показа его прошлого состояния (напр., мемориальной усадьбы, дворцово-паркового комплекса), при разработке театральных декораций (напр., сцены в саду, на террасе, у фонтана) и т.д.
ДИПТИХ – двучастное произведение, либо два художественных произведения (напр., картины, скульптуры, вазы с цветами и т.д.), связанные единым замыслом и взаимодополняющие друг друга. Обычно выполняются в одной технике, масштабе (ср. Триптих).
ДИСГАРМОНИЯ – разноголосица, несозвучие, несоразмерность между элементами одной композиции или между двумя композициями, воспринимаемыми одновременно.
ДИСКРЕТНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ – её прерывистость, обособленность отдельных элементов, их пространственная разбросанность по некоему общему фону восприятия.
ДИСПРОПОРЦИЯ –несоразмерность, отсутствие пропорциональности частей.
ДИССОНАНС – нарушение гармонии, проявляющееся в несоответствии формы и содержания, внешнего облика предметов и явлений, их сущности и т.д. неудачно подобранные по размерам, архитектонике и цвету группы растений.
ДОЖДЕВАНИЕ – полив растений при посредстве специальных установок с разбрызгивающими насадками.
ДОМИНАНТА – в парковом пейзаже главный, наиболее выразительный элемент, которому подчинены другие элементы. Различают Д. по цвету, фактуре, размерам и т.д.
ДОРОГИ САДОВО-ПАРКОВЫЕ – подразделяются: 1) в зависимости от назначения на пять классов: I – главные, II – второстепенные, III – дополнительные, IV – тропы, V – хозяйственные; 2) по конструкции и типу покрытия: плиточные, асфальтовые, набивные с «мягким» покрытием (из щебня и других материалов).
ДОХОДНАЯ УСАДЬБА – имение, предназначенное для сдачи в наём.
ДРАЙ-ХАРД – затвердевающая формовочная масса. Её используют как крепёж в долго сохраняющихся композициях из сухих или искусственных цветов.
ДРАПРИ – занавеси со складками из тяжёлой ткани. Драпировать – собирать материю в складки, скрывать нечто складками, уложенными в определённом порядке, подчёркивать складками главный объект интереса, напр., вид из окна в сад.
ДРЕНАЖ – устройство для отвода избыточных грунтовых вод с участка. Дрена – подземная труба или канал для понижения уровня грунтовых вод.
ДРИАДЫ (лат. dres – дуб) – в греко-римской мифологии – лесные нимфы, покровительницы деревьев, рождавшиеся вместе с ними, жившие в их листве. Эти и другие подобные представления входили в менталитет посетителей парков времён романтизма.
ДРУЗА – группа кристаллов, сросшихся одним концом с общим основанием, декоративный мотив в этой форме.
ДРУИДЫ, ДРУИДИЗМ – каста жрецов у древних кельтов в Северной Европе в I в. н.э. Это были священники, врачеватели и летописцы, обладатели тайных знаний, якобы дававших власть над людьми. По их представлению человек родственен растительному миру. На этом построен гороскоп друидов. Друидизм – религия древних кельтов, состоявшая в почитании природы, в т.ч. некоторых видов деревьев.
ДРУМЛИНЫ – холмы вытянутой формы, сложенные ледниковыми отложениями. Встречаются преимущественно на равнинных плато и в предгорных районах.
ДЮНЫ – песчаные холмы, гряды, возникающие чаще всего на плоских морских и речных побережьях под действием ветра. Растительность (в т.ч. лесная), возникающая на поверхности Д. препятствует их передвижению.
ЕДИНСТВО – один из важнейших законов художественного творчества, когда форма органически связана с содержанием и определяется им. Проявляется специфически для различных объектов садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна.
ЁМКОСТЬ – (парка, сада, зоны отдыха) – величина, характеризующая способность данной территории обслуживать определённое количество посетителей при условии психофизического комфорта для отдыхающих, без деградации компонентов ландшафта и нанесения ущерба, находящихся там культурно-историческим и архитектурно-художественным объектам, включая зелёные насаждения.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ (кустарниковой, древесной растительности) – возобновление семенами, корневыми отпрысками, порослью под материнским пологом или пологом другого вида. Один из показателей акклиматизации растений в новых условиях. Вызывает засорение газона в парках; самосев и корневые отпрыски обычно подлежат удалению или пересадке.
ЖАНР (фр.genre – род, вид) – исторически сложившийся тип, определённая разновидность художественных произведений. В ландшафтном дизайне понятие часто связывают с характером среды, напр., «сельский», «дачный», «спортивный», «уличный», «производственный» дизайн. Другое понимание термина ориентирует на эмоциональную окраску объекта ландшафтного дизайна, напр., лирический, эпический, драматический и т.д.
ЖАРДИНЬЕРКА – художественно оформленная подставка или столик для цветов со специальной ёмкостью для растительной земли.
ЖИВАЯ БЕСЕДКА – группа деревьев, кроны которых образуют подобие свода над садовой скамьёй.
ЖИВАЯ ИЗГОРОДЬ – линейная густая посадка из кустарников или (и) деревьев в один или несколько рядов.
ЖИВОЙ МОСТ (устар.) – деревянный мост на плавающих брёвнах.
ЖИРАНДОЛЬ (устар.) – 1) многосвечный настольный светильник; 2) многоструйный фонтан.
ЗАГУЩЕННЫЕ ПОСАДКИ – приём формирования паркового пейзажа с целью быстрейшего создания компактных насаждений с прямыми стволами. В последствии требуют прореживания.
ЗАКАЗНИК – территория, где постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны растений и животных.
ЗАКАЛИВАНИЕ – постепенная подготовка в защищённом грунте растений к высадке в открытый грунт.
ЗАМЕТ – забор из горизонтальных досок, закреплённых в пазах столбов.
ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – сложившееся в творческом воображении автора целостное представление об основных чертах содержания и формы произведения. Имеется в виду начальный этап работы (иногда с фиксацией), поиск основной идеи и путей, ведущих к её реализации.
ЗАПЛОТ – глухой забор из горизонтальных полубрёвен, досок, вставленных своими концами в пазы стоек.
ЗАПОВЕДНИК – научное учреждение, созданное для охраны и изучения природного комплекса, пространство, особо охраняемое законом. Пребывание в нём строго ограничено или запрещено полностью. В З. охраняется животный и растительный мир, отдельные виды растений и животных, историко-культурные и другие памятники, ландшафт в целом.
ЗАЩИТНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ – особым образом организованные полосы из газо- и пылеустойчивых деревьев, кустарников и участников открытого газона (шириной от 10-20 до нескольких сот метров). Защищают сады, парки, жилые кварталы от выбросов промышленности и автотранспорта, шума, ветра, пыли, заносов снега, эрозии.
ЗВЕРИНЕЦ – залесённая территория со специально устроенными (обычно радиально сходящимися «звёздами») просеками, отводимая для охоты в парках XVIIXVIII вв. Однако, первые леса-зверинцы появились ещё в древности.
ЗЕЛЁНЫЕ СТЕНЫ – специальные сооружения из густо посаженных деревьев и кустарников, ограждающие участок парка, сада, хозяйства. См. Живая изгородь.
ЗЕЛЁНЫЙ ТЕАТР – сооружение, предназначенное для представлений на открытом воздухе, устраивается в парках и садах, с использованием естественного рельефа местности. В качестве стен применяется ограждение из живой изгороди или вьющихся растений на специальных опорах или каркасах.
ЗЕМЛЯ САДОВАЯ – земляная смесь, составленная из нескольких компонентов, различных по механическим свойствам и питательности.
ЗЕРКАЛО ВОДНОЕ – неглубокий декоративный водоём, обычно правильной геометрической формы с низким бортиком – «рамой». Рассчитывается на эффект отражения (от архитектурного сооружения, скульптуры, деревьев и пр.).
ЗИМНИЙ САД – наиболее полная и завершённая в эстетическом отношении форма озеленения интерьеров, при которой растения располагаются с использованием приёмов садово-паркового искусства, иногда с имитацией в миниатюре естественных ландшафтов и элементами благоустройства. Различают З.с. выставочно-парадного, спортивно-оздоровительного и экспозиционно-прогулочного назначения.
ЗЛАКИ ДЕКОРАТИВНЫЕ – травянистые растения семейства злаковых, используемые для создания газонов, цветников, букетов и т.д.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ – пропорция, при которой меньший из двух отрезков «минор» относится к большему «мажор», как больший к их сумме (примерно 8:13).
ЗОНИРОВАНИЕ (гр. zone – пояс, область) – процесс выделения на определённом пространстве территорий, районов, участков, характеризующихся какими-либо общими признаками. Так, функциональное З. сада при жилом доме предполагает некоторое территориальное обособление зон, предназначенных для хозяйственных, рекреационных, представительских («парадных»), экологических (напр., для шумозащиты) и иных целей. Аналогично этому в городском парке выделяются зоны для спортивного, тихого отдыха, участки, предназначенные для детских игр, для аттракционов и т.д.
ИДЕЯ – главная, основная мысль художественного произведения, краткое изложение замысла автора (художника, дизайнера и т.д.).
ИДИЛЛИЯ – 1) мирное, безмятежно счастливое, ничем не омрачаемое существование; 2) художественное произведение, изображающее такое состояние, в т.ч. ландшафтными средствами.
ИЗОХРОНЫ ДОСТУПНОСТИ – линии на плане, карте, соединяющие точки с одной временной характеристикой, напр., И. пешеходной (20-минутной) доступности зоны массового отдыха, парка.
ИКЕНОБО – самая первая школа икэбаны в Японии (XVв.).
ИКОНОГРАФИЯ (гр. eikon – изображение) – перечень изображений определённого (обычно исторического) объекта, а также их изучение и описание. Имеет важное значение при разработке проекта реставрации произведений садово-паркового искусства.
ИКЭБАНА (яп. – сохранение цветов во второй жизни) – искусство составления букетов, распространённое в Японии и многих других странах, а также сама композиция, созданная по принципам икэбаны.
ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ – (лат.illuminare – делать ярким, украшать) – раскрашивание рисунков, чертежей (иногда предметов) без тоновых градаций, локальным цветом.
ИМПЛЮВИЙ – небольшой бассейн в атриуме (см.), наполненный дождевыми водами, стекающими с крыши дома.
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в европейской, главным образом, французской живописи 1870-1880-х гг. Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды – (impression), прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной жизнью. Живописными средствами создавалась иллюзия света и воздуха, богатой световоздушной среды. Художники стремились разложить цвет на основные цвета спектра, предпочитая не смешивать краски на палитре и рассчитывая на то, что оптическое восприятие глаза сливает на расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Импрессионисты вывели живопись на пленэр, развили специфическую культуру этюда, характерную неожиданностью и остротой композиционных решений необычной меткостью наблюдений натуры. Эти качества И. обогатили язык искусства и оказали огромное влияние на все последующие течения в живописи, независимо от их идеологической платформы. Основателем И. принято считать К.Моне, однако эту школу представляют многие мастера-виртуозы, среди которых выделяются Э.Мане, К.Писсаро, О.Ренуар, Э.Дега, А.Тулуз-Лотрек, Ж.Сера, П.Синьяк. Позже И. распространяется из Франции в Англию, Германию, Швецию, Бельгию и другие страны. Воздействие И. ощутили и другие изобразительные искусства, среди них, например, скульптура, представленная работами О.Родена. Не случайно, что многие художники-импрессионисты предпочитали искать свои сюжеты в городских парках, на набережных и бульварах, устраивали специальные личные сады для работы. В 1980-90-х годах входит в моду «воспроизводить» сады импрессионистов, подражать им (напр., сады К.Моне).
ИМПРОВИЗАЦИЯ (лат. improvizo – непредвиденно, внезапно) – создание какой-либо композиции без предварительной подготовки.
ИНКРУСТАЦИЯ (лат. incrustation) – узоры, рисунки из пластинок, кости, перламутра, металла и т.п., врезанных вровень с поверхностью украшаемого предмета.
ИНСОЛЯЦИЯ – освещённость солнечным светом помещений и открытых пространств. Зависит от их ориентации по сторонам света, наличия затеняющих объектов (построек и высоких деревьев) и ограждений, рельефа местности и других факторов.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation – установка) – необычное или символическое сочетание привычных традиционных вещей, одно из направлений современного искусства, использующее в художественных целях сочетание бытовых предметов, растений, промышленных изделий.
ИНТАРСИЯ – вид инкрустации на деревянных предметах, изображения или узоры из пластинок дерева разных пород и цвета.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – толкование, раскрытие смысла, напр., художественного произведения или его творческий «перевод» в материале другого искусства, напр., И. средствами ландшафтного дизайна живописных пейзажей (см. Импрессионизм).
ИНТЕРЬЕР – внутреннее пространство архитектурного сооружения или его части. Ландшафтный дизайн интерьера (см. Зимний сад и др.) – одна из важнейших его составляющих.
ИНТОНАЦИЯ – качество произведения искусства, связанного с его ритмико-мелодической стороной, тон, манера исполнения, нечто, говорящее об отношении художника к объекту изображения, данной предметной среде, окружению.
ИНТРОДУКЦИЯ – обогащение флоры сада, парка путём введения иноземных растений. Например, И. кипарисов из стран Средиземноморья усилила выразительность пейзажей крымских парков, лиственниц сибирских – подмосковных садов.
ИНТРОДУЦЕНТЫ – растения, выращенные в грунте за пределами ареала их естественного распространения.
ИНТУИЦИЯ (лат. intueri – пристально смотреть) – чутьё, догадка, проницательность, способность решать художественную задачу не на основании логического анализа, накопления исходных данных, всестороннего обдумывания, а по наитию (проистекающего обычно из предшествующего личного опыта).
ИНЬ И ЯН – понятия даосской, древнекитайской философии, обозначающие два противостоящие друг другу начала, которые в своей совокупности образуют гармоничное целое, при этом Инь в принципе ассоциируется с «женским», а Ян с «мужскими» свойствами.  В садово-парковом искусстве феншуй (см.) Ян связывается с такими ландшафтными элементами, явлениями и признаками, как гора, интенсивная инсоляция, бьющие вверх струи фонтана, яркий цветник и т.п. А Инь, напротив, с равниной, тенистостью, тихими водами, приглушённой, мягкой цветовой гаммой. Считается, что создать красивый сад можно лишь уравновесив, «примирив» оба начала.
ИРРИГАЦИЯ (дат. irrigation – поливка, орошение) – искусственное орошение полей, садов. Сады Альгамбры и Генералифа в Гренаде XIV в. орошались при помощи специально прорытых каналов.
ИСТОРИКО-ЛАНДШАФТНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ – членение территории памятника и его непосредственного внешнего окружения на зоны, сформировавшиеся в различные исторические периоды. Выявление первоначальной планировки объекта.
КАВАЛЬЕР – насыпь правильного геометрического профиля, образованная землёй, взятой из земляной выемки при сооружении дороги, пруда, канала.
КАМУФЛЯЖ – один из способов маскировки, осуществляемый путём окраски предметов разноцветными пятнами, полосами, которые меняют их истинные формы, протяжённость. Применяется в настоящее время и в целях зрительной нейтрализации объектов (главным образом технических), искажающих облик природного, сельского ландшафта, напр., вдоль дорог-парквеев, вблизи исторических памятников, обзорных площадок.
КАНОН (гр. kanon – правило, предписание) – совокупность приёмов и правил, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служившее нормативным образцом.
КАПИТЕЛЬ (лат. capitellium – головка) – декоративное завершение колонны или пилястры между её стволом и горизонтальным перекрытием. В некоторых классических типах К. (напр., «коринфская»), используются растительные мотивы в виде стилизованных листьев и стеблей аканта.
КАРИАТИДА (гр. karyatides – карийские девы) – вертикальная опора-скульптура в виде женской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие.
КАРКАС (ит. carcasse) – несущая конструктивная основа сооружения. Обычно состоит из колонн и опирающихся на них плит, ферм, балок.
КАРЛИКОВЫЕ РАСТЕНИЯ – растения ненормально низкого роста для данного вида.
КАРТУШ (ит. cartoccio – свёрток) – декоративное лепное украшение в виде свитка на фасаде здания, с полем в центре для надписи, эмблемы, герба, маски.
КАСКАД – последовательный ряд водоёмов, расположенных на разных уровнях и связанных между собою уступами, по которым стекает вода. В дворцово-парковых комплексах часто образовывали сложные композиции с включением многих скульптур, фонтанов, водных «лестниц» и т.п. (напр., в Петергофе, Анненгофе и др.).
КАШПО (фр. cache от прятать и горшок) – декоративная ваза, в которую ставится цветочный горшок, а также декоративное устройство для размещения растений в интерьере на стенах и на открытом воздухе (подвесное, переносное, стационарное К.).
КВАРТАЛ – часть лесного массива, огороженная просеками.
КЕРАМИКА (гр. keramos – глина) – изделия и материалы, полученные спеканием глин с минеральными добавками и др. неорганическими соединениями. Основные виды К. – терракота, майолика, фарфор, фаянс, каменная масса. В технике К. выполняются такие детали сооружений, как облицовочные плиты, лицевые кирпичи, барельефы и пр. Глазурованные поверхности К. придают ей стойкость против атмосферных воздействий.
КИРПИЧ – искусственный камень в виде прямоугольного параллепипеда стандартных размеров, полученный в результате обжига из глины и других материалов минерального происхождения. Различают К. строительный и дорожный-клинкер (обожжённый до спекания).
КИСТЬ – соцветие с удлинённой главной осью и цветками, развивающимися пирамидально от основания к вершине.
КИТЧ или КИЧ (нем. kitsch – халтура, дурной вкус) – псевдохудожественные изделия из дешёвых материалов, подражание истинным образцам искусства. Рассчитан на неразвитый, сентиментальный вкус, характерен избыточностью декора, крикливостью цвета и пр. В ландшафтном дизайне К. проявляется напр., в обильном украшении садов пластмассовыми, бетонными, раскрашенными «львами», «купидонами», в попытках придать более роскошный вид небольшому участку путём заполнения его уменьшенными копиями классических парковых сооружений типа аркад, балюстрад, в заполнении интерьеров изделиями в технике папье-маше и т.д.
КЛАССИКА – в культуре, искусстве – то, что сохраняет своё значение в веках, лучшие, общепризнанные достижения прошлых эпох.
КЛАССИЦИЗМ (нем. klassizismus) – течение в художественной культуре XVII – начала XIX вв., утверждал идеальное представление о рациональной организации общества, государства, города и т.д. Рационалистический подход К. переносил в область искусства, считая его основой торжество разума, гражданского долга. Стилю К. присущи чёткость и геометризм форм, логичность структуры объекта проектирования, сдержанность в декоре. В России творческая разработка классического наследия античности сочеталась с развитием традиции национального зодчества. К. определил планировку многих городов, усадеб, парков, интерьеров XVIIIXIX вв.
КЛИНКЕР ДОРОЖНЫЙ – высокопрочный кирпич, получаемый методом спекания в печах.
КЛУБНЕВЫЕ РАСТЕНИЯ – Р., снабжённые клубнями, аккумулирующие питательные вещества, которые обеспечивают их сохранность в зимний период.
КЛУМБА (англ. clump – группа) – цветник разнообразной, но обычно простой геометрической конфигурации, засаженный одно- или многолетними травянистыми растениями. Для оформления К. используют также кадочные растения, участки газона, устанавливают декоративные вазы, скульптуру. Иногда для лучшего обозрения поверхности К. придаётся небольшой уклон от центра к краям.
КОВКА – способ обработки металла ударным воздействием инструментов (молоты, прессы и т.д.) в нагретом состоянии. Методом К. изготавливаются ограды, балконные решётки, садовые ворота, фонари.
КОВРОВЫЕ РАСТЕНИЯ – низкорослые травянистые растения с красиво окрашенными листьями и цветами, поддающиеся стрижке. Стебли К.р. разрастаются по поверхности почвы.
КОЛЕР (лат. color – цвет, краска) – 1) цвет краски или окрашенной поверхности, её оттенок, яркость, густота; 2) готовый к употреблению красочный состав.
КОЛЛАЖ (фр. collage – приклеивание, наклейка) – особая графическая техника создания изображений путём наклеивания фрагментов различных материалов на основу. Метод К. используется также и в макетировании (объёмный К.).