Декоративное искусство

Были свои куклы у французов — Полишинель, у итальянцев — Пульчинелла, у англичан — Панч, у испанцев — Кристобаль, у чехов — Кашпарек, у нас на Руси — Петрушка, марионетки, которые во многом передавали именно наши национальные особенности. В эти очень разные эпохи и в разных странах по-разному кукольный театр то становился забавой для детей, то выходил на политическую арену. И тут трудно удержаться, чтобы не привести замечательное резюме специального номера Декоративного искусства СССР, посвященного кукле, о котором мы уже упоминали и который по своему уровню публикуемых материалов стал настоящим исследованием: кукла охотно и послушно сопровождала человечество на всем его историческом пути, принимала участие в формировании этических и эстетических представлений, в борьбе за утверждение права и справедливости. Она стойко претерпевала превратности исторической судьбы: ее изгоняли из храмов, запрещали выступать на площади, ее преследовали то церковники, то монархи, то фашисты; ее пытались приручить и лишить склонности к простонародному веселью. Но кукла выжила и сохранила способность всегда следовать за человеком любить его и утешать, жалеть и высмеивать, быть пародией на него и идеальным примером. Такая долгая и славная история, такая стойкость к испытаниям является гарантией того, что путь куклы в истории человеческого общества далеко не окончен, что ее ждет славное будущее. Нас, естественно, сейчас интересует — какую роль играло во всем этом эстетическое своеобразие кукол. И сами актеры — деревянные куклы, марионетки и Петрушка — нас привлекают как явление изобразительного искусства. Из их многочисленных функций мы будем анализировать главным образом одну, а именно: пластику этих своеобразных народных скульптурных миниатюр.